1-ый форум прошел в марте 2013 года и собрал рекордное количество первых лиц нефтегазовых компаний и профильных чиновников высшего ранга. Ожидается, что сегодняшний форум по представительности не уступит предыдущему, но будет проходить в совершенно остальных критериях. Полтора года назад, когда проходил 1-ый форум, никто не мог бы и представить, что в отношении русской нефтегазовой индустрии будут введены международные санкции.
Потому кроме обычных вопросцев, таковых как налогообложение и налоговые стимулы для отрасли, в этом году наверное будут рассматриваться вопросцы импортозамещения и расширения сотрудничества с Китаем. Выключаем Старенькый Свет В конце сентября замглавы Минэнерго Рф Кирилл Молодцов заявил, что повестка грядущего форума «предполагает обсуждение таковых тем, как внутренняя отраслевая политика, расширение присутствия на глобальных рынках и сотрудничество с иностранными компаниями». Огромное внимание будет уделено техническим вопросцам и технологическим вызовам. «Нефтегазовая отрасль — капиталоемкая, энергоемкая, ресурсоемкая с точки зрения людского потенциала. Все эти нюансы будут затронуты на форуме»,?— пообещал Кирилл Молодцов. Что касается расширения присутствия на глобальных рынках, следует отметить, что еще на прошлом форуме говорилось, что Наша родина не может разобраться, какой энергетической политики держится Европейский союз — основной и наиболее обычный потребитель русских углеводородов. «Мы до этого времени не осознаем, в чем состоит энергополитика ЕС, она не определена и является суммой самого различного рода интересов, которые достаточно быстро меняются»,?— сетовал курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович. Он уже тогда отметил, что посреди интересов неких членов ЕС значатся переход на угольную генерацию и импорт сланцевого, не газпромовского газа. Ну а министр энергетики Рф Александр Новак открыто заявлял, что огромную роль в мировом балансе углеводородов играет уже не Европа, а такие страны, как Китай и Индия. Конкретно на их будут переориентировать поставки страны — производители сырья, в числе которых и Россия. Вообщем, говоря о поставках, Александр Новак вероятнее всего имел в виду сначала экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Посреди основных направлений развития отрасли глава Минэнерго выделил реализацию больших русских проектов в отношении СПГ, а также разработку и введение технологий для использования сжиженного газа в качестве горючего. Основной вектор остался прежним: как тогда, так и сейчас правительство настаивает на приоритетном развитии партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Но на дальнейшем октябрьском форуме дискуссий о СПГ наверное будет все-же меньше. На днях председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер подтвердил, что компания готова отрешиться от реализации проекта по строительству завода по сжижению газа «Владивосток СПГ» и полностью переориентироваться на поставки в Китай голубого горючего по трубопроводам. Глава русской газовой монополии отметил, что такое решение «может быть полной альтернативой» поставок СПГ. Ежели это произойдет, «Газпром» значительно изменит свою Восточную газовую програмку и откажется от планов закрепиться на международном рынке государств — поставщиков СПГ. Дело, по-видимому, еще и в том, что «Газпром» намеревался применять южноамериканские технологии получения СПГ, а это на данный момент, в условиях санкций, довольно рискованная затея. Китайский синдром Посреди дискуссионных тем форума — подготовка новейшей редакции Энергетической стратегии Рф до 2035 года (работающая редакция стратегии рассчитана на период до 2030 года). В проекте «ЭС-2035» посреди различий с предыдущей версией есть таковой пункт: «На фоне длительного торможения спроса на энергоресурсы на рынках обычного присутствия Рф происходит ускорение сдвига мирового спроса на энергию в развивающиеся страны, где присутствие Рф очень ограничено. При всем этом более многообещающим рынком сбыта энергоносителей стают страны АТР». Вправду, о первоочередной задачке развития партнерства со странами АТР, сначала с Китаем, наверное будет говорить глава Минэнерго Александр Новак 22 октября на первом пленарном заседании форума под заглавием «Ресурсно-инновационный вектор развития ТЭК: сценарии, определяющие будущее». Но, надеемся, не только лишь о поставках СПГ и строительстве в Поднебесную трубопроводов «Сила Сибири» и «Алтай» (сроки, объемы поставок и цена на газ совсем еще не согласованы китайской стороной), но и о совместном разработке инноваторских технологий добычи нефти и газа. О этом может свидетельствовать последующий факт: накануне нефтегазового форума председатель правительства Рф Дмитрий Медведев и премьер Госсовета Китая Ли Кэцян приняли роль в работе другого форума — «Открытые инновации». Русский премьер говорил о том, что у обеих государств «колоссальные способности для сотрудничества». «Доля сверхтехнологичной продукции в торговом обороте применительно к нашей стране — одна из самых больших, хотя, нужно признаться откровенно, с определенным дисбалансом в пользу наших китайских партнеров»,?— отметил Дмитрий Медведев. Беря во внимание, что КНР поставляет в Россию широкую номенклатуру продуктов для нефтегазодобычи (составляющие для буровых установок, буры и пр.), обсуждение на Государственном нефтегазовом форуме новейших способностей по созданию совместных производств в области нефтегазового машиностроения представляется наиболее чем вероятным. Трудности наружные, и не лишь Леонид Михельсон, председатель правления газовой компании НОВАТЭК и один из главных спикеров форума, отметил: «В современном, стремительно меняющемся мире в особенности необходимыми являются выработка предстоящей стратегии развития топливно-энергетического комплекса Рф и поиск новейших действенных решений тех заморочек, с которыми приходится сталкиваться всем участникам энергетического рынка. Приоритетным направлением для развития всех частей ТЭКа становится модернизация производства, внедрение технологий разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородов, освоение арктических месторождений. НОВАТЭК, как и другие русские компании, активно работает в арктической зоне, реализуя масштабные проекты». Отметим, что европейские и американские санкции касаются поставок оборудования, девайсов и выполнения работ конкретно на тех направлениях, о которых говорил Леонид Михельсон, а именно — разработки трудноизвлекаемых (сначала сланцевых) запасов углеводородов и освоения арктических месторождений. Потому «Стратегия-2035» очевидно нуждается в изменениях из-за новейших тенденций на русском и мировом рынках углеводородного сырья. Запретительные деяния по отношению к России со стороны ее западных партнеров вынуждают нашу страну находить других приятелей, которые не будут грозить санкциями и окажутся наиболее прогнозируемыми в долгосрочном плане. Что все-таки касается внутренних заморочек, в проекте «Стратегии-2035» с некоторой обидой говорится: «Вклад ТЭКа в доходы федерального бюджета возрос до 50%, при этом мотивированным являлся показатель 30% к 2015 году. Таковым образом, зависимость экономики Рф от ТЭКа по ряду главных характеристик за крайние годы приметно возросла. Отставание в развитии остальных секторов экономики, сначала обрабатывающей индустрии, соединено с сохранением негибкой и несовершенной ценовой и налоговой политики, приводящей к значительному росту цен на энергоносители для конечных потребителей. Высочайшие цены на топливно-энергетические ресурсы при низкой эффективности их использования понижают конкурентоспособность продукции русских компаний и ложатся бременем на бюджеты всех уровней». Вообщем, о этом говорилось и на прошедшем форуме. В его итоговой резолюции было написано о «необходимости корректировки Энергетической стратегии Рф на период до 2030 года с пролонгацией до 2035 года», о «устранении административных барьеров и необоснованной денежной нагрузки», о «необходимости формирования стратегических ценностей для топливно-энергетического сектора Русской Федерации с учетом внутренних и внешних вызовов, что дозволит сделать инноваторский и эффективный энергетический сектор страны для обеспечения устойчивого роста экономики, увеличения свойства жизни населения и содействия укреплению внешнеэкономических позиций и о многих остальных дилеммах ведущих отраслей России». Справедливости ради нельзя огласить, что прошлогоднее мероприятие не было действенным. К примеру, по его итогам в Госдуму РФ было внесено семь поправок к действующим законам и к Земельному кодексу. Некие из их были приняты, некие рассматриваются до этого времени. Видимо, у законодателей есть дела и поважнее, чем поддержка ведущей отрасли страны — добычи и переработки нефти и газа. Наша справка Государственный нефтегазовый форум организован Министерством энергетики Рф вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Рф, Союзом нефтегазопромышленников Рф, Русским газовым обществом. Миссия форума — формирование всесторонней и достоверной оценки наружных и внутренних вызовов русской нефтегазовой отрасли средством открытой дискуссии фаворитов экспертного представления, увеличение свойства прогнозирования и моделирования сценарных критерий развития отраслей ТЭКа на средне - и долгосрочную перспективу. Как пишут организаторы мероприятия, посреди вопросцев, обычно обсуждаемых на форуме,?— длительные цели и задачи нефтегазового сектора, развитие рыночной инфраструктуры энергетики, инновации и энергоэффективность в отрасли, анализ фискальной политики, создание конкурентноспособной рыночной среды, улучшение прогнозирования мировой цены углеводородов, международное сотрудничество, внешнеторговая политика, увеличение эффективности переработки сырья, биржевая торговля энергоресурсами и создание прозрачных индикаторов на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, экологические нормативы, стандарты и промышленная сохранность в энергетике, нефтесервис и нефтегазовое машиностроение.