
19 сентября интернациональная миссия наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ даст свои 1-ые оценки русской избирательной кампании-2016. В ЦИК «Известиям» сказали, что это предварительное и, обычно, «предвзятое заключение» в некий степени влияет на формирование представления о выборах.
Меж тем, считают в русском ведомстве, БДИПЧ уполномочено освещать ход выборов, а не «навешивать политизированные ярлычки о демократичности либо закрытости того либо другого государства». При том, что политика двойных стандартов, обычно, касается государств Содружества Независящих Стран (СНГ).
Член ЦИК, чрезвычайный и полномочный посол РФ Василий Лихачев заявил, что практика БДИПЧ по обнародованию «предварительного заключения» по оценке выборов на последующий день опосля дня голосования, применяемая в большей степени в государствах СНГ, противоречит электоральным принципам. — Во-1-х, это прямо не предвидено обязанностями государств — участниц ОБСЕ, во-2-х, выходит, что выводы делаются до официального завершения всего избирательного процесса в стране, — пояснил он. По мнению представителя русского ЦИК, международное наблюдение как проводилось, так и проводится селективно и несбалансированно. Он поведал, что с 2005 года Наша родина направляет собственных наблюдателей во все миссии БДИПЧ по наблюдению за выборами в странах СНГ, потому о «внутренней кухне» бюро ему понятно не понаслышке. Так, проведенный им анализ деятельности БДИПЧ, говорит о явной сфокусированности на избирательных действиях на постсоветском пространстве. При этом, уточнил Лихачев, ежели в страны «к Западу от Вены» направляются «усеченные» миссии (к примеру, в Литву на парламентские выборы 9 октября рекомендовано командировать лимитированную «миссию по оценке» в день голосования, а на президентские выборы в Болгарии — ограниченную цель по наблюдению в составе основной команды и 14 «долгосрочников», да еще с оговоркой «при наличии соответственных ресурсов»), то странам «к Востоку от Вены» бюро пробует навязывать свои условия и разворачивает полноформатные миссии на значимый срок.— Оценки БДИПЧ итогов выборов в странах СНГ фактически постоянно носят нехороший нрав, выводы политизированы и необъективны. Ежели в итоговых докладах бытуют и положительные, и отрицательные элементы, то недочеты всё равно выносятся на 1-ый план, — отметил Василий Лихачев. Также, по его словам, БДИПЧ тесновато сотрудничает и делает совместные миссии лишь с ПА ОБСЕ, ПАСЕ, Европарламентом и время от времени с ПА НАТО. В ЦИК РФ считают, что «давно назрела необходимость взаимодействия с МПА СНГ (Межпарламентская ассамблея СНГ) — это посодействовало бы преодолеть различия в оценках». По-прежнему ЦИК настаивает и на суровой дискуссии по пересмотру методологии бюро и выработке единых правил наблюдения в государствах — участниках ОБСЕ. Наша родина, напомнил член Центризбиркома, вместе с рядом государств еще в 2007 году внесла проект базисных принципов наблюдения за общенациональными выборами по полосы БДИПЧ (он остается на столе переговоров). Отметили в ЦИК также и то, что в первый раз в истории наблюдения БДИПЧ за южноамериканскими выборами бюро «созрело» до того, чтоб навести в Штаты полноформатную мониторинговую цель, которая будет включать все составляющие наблюдателей. Но это, по словам Лихачева, не снимает системные трудности наблюдения за выборами, включая географический и количественный дисбалансы на пространстве ОБСЕ. Так, приводит посол пример, в Белоруссию на парламентские выборы 11 сентября БДИПЧ направило 438 наблюдателей, а для мониторинга второго тура президентских выборов в Австрии (2 октября) бюро советует ограничиться так называемой экспертной командой, которая, обычно, состоит из пары профессионалов. Такое сопоставление, по мнению Лихачева, показывает диссонанс и двойные стандарты в подходах БДИПЧ. Дает советы ЦИК РФ и всем государствам — участникам ОБСЕ (57) выработать точные аспекты наблюдения, потому что до этого времени в ОБСЕ нет единой согласованной нормативной базы наблюдения за выборами и БДИПЧ порядок каждый раз описывает произвольно. Необходимыми также в русском ведомстве считают и прозрачные правила принятия решений о направлении либо не направлении миссий наблюдателей, четкую функцию назначения их управляющих, формирование основного состава и подготовку отчетов. — Ожидаем от БДИПЧ объективной оценки ситуации в странах ОБСЕ, где вопреки демократическим нормам до этого времени есть непрямые выборы, также раздробленность избирательного законодательства, создающая доп препятствия для роли в выборах партий и независящих кандидатов. Кроме остального, там есть трудности законодательного регулирования финансирования избиркампаний и порой вообще не предвидено международное наблюдение, — высказал пожелания Лихачев.