
На данный момент штрафы за нарушение ПДД идут в бюджеты субъектов, как и налоги. При всем этом на региональном уровне около 40 субъектов определили, что будут перенаправлять эти средства в местные дорожные фонды на ремонт дорог или на сто процентов, или отчасти.
В марте в процессе Госсовета президент Владимир Путин поручил на законодательном уровне закрепить неотклонимую передачу в региональные дорожные фонды средств, которые поступают в виде штрафов за нарушение ПДД. Аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников затруднился оценить, важной ли для регионального дорожного строительства является сумма в 120 миллиардов рублей.
С одной стороны, это третья часть от направляемой федеральным центром суммы, с иной — форматы, качество и соответственно стоимость дорог в регионах разнятся.
Средств регионам на ремонт дорог не хватает.
Но федеральный бюджет также не имеет излишних ресурсов. Директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина в июле докладывала, что «трансферты, которые соединены с предоставлением регионам поддержки на дорожную деятельность, от уровня текущего года сокращаются практически в два раза».
В данной ситуации у регионов фактически не остается другого выхода, не считая как самим начать финансировать стройку дорог.
Стройку и сервис дорог сейчас финансируются из федерального дорожного фонда, который формируется за счет экономных средств (более 345 миллиардов рублей раз в год плюс инфляция), также налоговых и иных поступлений, в том числе от новейшего сбора за проезд большегрузов по федеральным трассам.
На 1 августа размер фонда на текущий год определен в размере 570,6 миллиардов рублей.
Из этих средств Минфин сформировывает трансферты в региональные дорожные фонды, которые пополняются также за счет акцизов на бензин.
Толика отчислений акцизных сборов в региональные фонды сокращается: в весеннюю пору она была снижена со 100 до 88% с одновременным увеличением ставок акцизов из-за сложной ситуации с доходами федерального бюджета. В 2017 году доходы от акцизов на нефтепродукты планируются в размере 351,6 миллиардов рублей, из их 309,4 миллиардов может поступить в региональные фонды.
Транспортные компании инициативу Минтранса поддержали.
— Если идет речь вправду о фактическом перераспределении денег, а не о новейших видах сборов для участников дорожного движения, то, естественно, инициатива верная, — считает руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.
Он также отметил, что на данный момент приметны усилия в повышении интенсивности проведения дорожных работ.
Поддерживает инициативу также и директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов.
— Качество дорожного полотна за пределами Столичной области оставляет желать лучшего, это ведет к завышенному износу транспортных средств, что наращивает финансовую нагрузку на перевозчиков, — рассказал он. При этом, по его словам, наихудшее качество дорог — в Самарской области, а прямо противоположная ситуация — в Татарстане, где разработана система мер, предупреждающих стремительный износ дорожного полотна.
И ежели выделение дополнительных средств на дороги профессионалами оценивается положительно, то основной вопросец, которым они задаются, — какова будет реакция смежных ведомств, до этого всего курирующего налоговую систему Минфина.
Вообщем, по мнению заместителя директора направление «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Андрея Аусева, шансы на одобрение законопроекта довольно высоки, хотя у Минфина могут появиться и возражения. — Перечисление денег для мотивированного использования в дорожный фонд понижает способности для маневров по перераспределению экономных средств, к примеру, с целью выполнения других соц обязанностей, — отметил он. Регионы часто жалуются на недофинансированность собственных дорожных программ.
По оценкам казначейства, занижение прогнозных доходов региональных дорожных фондов составило порядка 50 миллиардов рублей, еще больше 8 миллиардов рублей было отвлечено на налоги на имущество дорог, а кассовое неисполнение по региональным дорожным фондам составило около 100 миллиардов рублей.
Качество дорог мучается не столько из-за нехватки средств, сколько из-за их неэффективного расходования, убеждены в Счетной палате. Контрольное ведомство не так давно опубликовало итоги выборочной (для Калужской и Воронежской областей) проверки финансирования дорожного строительства, которые проявили суровые трудности в данной сфере.
Неудовлетворительное состояние дорог наблюдалось, невзирая на рост доходов от акцизов до фактических 3,8 миллиардов рублей в прошедшем году против 2,4 миллиардов рублей прогнозных, в Воронежской области. Также Счетная палата заявила о недостоверности отчетов о использовании межбюджетных трансфертов в обоих регионах.
О итогах проверки по всем остальным регионам станет понятно к концу года.