О судьбе российского автопрома в эксклюзивном интервью Известиям поведал...

О судьбе российского автопрома в эксклюзивном интервью "Известиям" поведал председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ", генеральный директор гос компании "Ростехнологии" Сергей Викторович Чемезов. вопросец: Сергей Викторович, чем все таки различается сегодняшнее годовое собрание акционеров от обычных отчетов, которые для большинства акционерных обществ уже издавна перевоплотился в рутину? ответ: В истекшем отчетном году в судьбе АвтоВАЗа вышло неординарное событие.

Один из русских брендов - волжский автогигант - стал полноправным членом интернационального авто альянса Renault-Nissan. Ежели говорить кратко и образно, то на собрании акционеров нами обладали два чувства: надежда и вера.

Надежда на то, что автопредприятие будет набирать обороты, чтоб стать еще больше удачным и процветающим. А вера в то, что стратегическое партнерство АвтоВАЗа и французского концерна "Рено" выгодно всем сторонам и дозволит нам и французам сэкономить значимые средства, в том числе за счет обмена технологиями, совместных разработок и унификации.

Что в итоге приблизит нас к свещенной цели - сделать на базе "Лады" подлинно народный кар. в: А почему избрали "Рено"?

Что по этому поводу молвят акционеры?

о: Да так как "Рено" - это одна из самых больших компаний - производителей каров в мире, с историей, огромным опытом, многообещающими технологиями.

Мы надеемся, что "Рено" привнесет в создание и маркетинг АвтоВАЗа новые технологии, чрезвычайно специальные и очень дефицитные на мировом рынке ноу-хау. На данный момент проходят адаптацию некие технологические предложения нашего стратегического напарника по части сохранности, платформ, движков, коробок передач.

Это дозволит обновить и расширить в кратчайшие сроки всю палитру продукции и повысить ее качество.

Но самое основное для нас в принятии решения было, пожалуй, то, что компания "Рено" уже имела опыт стратегического взаимодействия с забугорными фирмами. А именно, с компанией "Нисcан".

Поначалу "Рено" выкупила пакет акций данной японской компании.

Потом занялась менеджментом. Но французско-японское сотрудничество не привело к поглощению одной компании иной.

Хотя это полностью могло произойти.

А вышло то, чего же не ждал авто мир, но что органично вписывается в ожидания всякого государственного автопромышленности.

Ведущий европейский автопроизводитель не только лишь сохранил бренд "Нисcан", но вдохнул полностью новейшую жизнь в это японское предприятие. Ситуация с АвтоВАЗом другая.

Наше предприятие находится на подъеме, и объявленные результаты 2007 года тому свидетельство.

Но для предстоящего развития требуется наиболее мощный импульс, который мы ожидаем от партнерства с "Рено".

Французский автопроизводитель пришел в Россию не как благотворитель, он также работает на мировом рынке в критериях твердой конкуренции, испытывает на для себя его мощнейший прессинг. Полагаю, что этот тандем выгоден и "Рено", и нам.

Основной задачей, которую мы ставим впереди себя, является сохранение и укрепление бренда "Лада".

Это принципиально не только лишь для компании "Ростехнологии", но для всех людей Рф и государств СНГ, которые активно пользуются нашими авто и хотят их эксплуатировать впредь. Естественно, не последнюю роль в сделке сыграла применимая стоимость, на которой мы сошлись с "Рено".

Напомню, сумма договора составила млрд баксов да плюс отложенный платеж, размер которого будет зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности АвтоВАЗа в текущем и будущем году.

На данный момент мы с французским партнером владеем по 25% обычных и привилегированных акций Волжского автозавода. Наше сотрудничество еще лишь сначала пути.

Нельзя также не отметить, что мы много положительного извлекли и из сотрудничества с иными забугорными компаниями.

В чем благодарны, сначала, "Фиату", "Дженерал моторс", "Порше" и "Магне". Думаю, что им тоже были полезны контакты с нами.

Кстати, на годовом собрании акционеры высказывались на этот счет очень положительно.

Ну а ежели подытожить дискуссию акционеров АвтоВАЗа на состоявшемся годовом собрании и поглядеть, как говорится, на "сухой остаток", то можно точно именовать три главные достигнутые цели: - подведены итоги деятельности автопредприятия в 2007 году; - намечены пути его предстоящего развития; - состоялись выборы новейших представителей в совет директоров.

в: Поведайте, что сейчас собой представляет АвтоВАЗ?

Каковы главные направления его деятельности?

о: На данный момент уже можно с уверенностью огласить, что в целом АвтоВАЗ твердо занимает лидирующее положение в российском автомобилестроении.

Вот не так давно с главенствующего конвейера завода сошел 25-миллионный кар. Он вестник подлинно народного нрава "Лады".

Кстати, наши претензии на народность кара с таковым заглавием имеют основание. Наши предки, древнейшие славяне, именованием Лада величали богиню любви и красы.

в: Молвят еще: как лодку назовете, так на ней и поплывете. В конце концов заложенная в слове "Лада" энергия стала давать результаты...

о: Я бы произнес очень положительные результаты. Не без гордости отмечу, что весь 2007 год и 1-ое полугодие 2008 года были успешными для АвтоВАЗа.

Лишь за прошедший год в Рф было продано наиболее 660 тыщ каров семейства "Лада".

И это новейший рекорд для Волжского авто завода.

Позапрошлые результаты, их положительная динамика вроде бы спроецировались и на этот год. И мы на данный момент закрепляем существенное увеличение спроса на наши машинки.

При этом география сбыта каров приметно расширилась. Ежели наикрупнейшими импортерами вазовской продукции в первом квартале этого года были Украина, Казахстан и Узбекистан, другими словами чисто постсоветское место, то на данный момент к нашим карам все наиболее внимательно приглядывается Центральная Европа.

Это обнадеживающий, я бы произнес, знаковый фактор. Сначала этого года был подписан контракт о организации в Чеченской Республике, в городке Аргуне, автосборочного производства под эгидой АвтоВАЗа.

Для сборки машин, как вы понимаете, был переоборудован аргунский завод "Пищемаш". Он адаптирован под выпуск "семерок", "ВАЗ-21099" и "Лады Приора".

1-ые машинки были собраны уже в мае. Не считая того, на АвтоВАЗе прошли подготовку и обучение работники грядущего производства.

Это ли не показатель регенеративной возможности акционерного общества? Мы чрезвычайно надеемся, что с течением времени из АвтоВАЗа получится отменная материнская компания.

Так что скоро подобно аргунскому заводу настоящие вазовские производства покажутся и в остальных регионах Рф. Принципиальным шагом для нас будет то, что сейчас уже завершена масштабная и сложная, на мой взор, работа по "раскольцовке" структуры принадлежности АвтоВАЗа.

Предприятию возвращены утраченные в 90-е годы объекты принадлежности. Мы ожидаем, что в итоге внедрения новейших стандартов управления и свойства АвтоВАЗ окрепнет и в технологическом, и в производственном отношении, расширит собственный модельный ряд, повысит вкладывательную привлекательность.

Ну и в целом авторитет компании на мировом рынке существенно вырастет.

в: Сергей Викторович, насколь-ко рекламный потенциал госкорпорации "Ростехнологии" может воздействовать на экспортные способности АвтоВАЗа? о: За почти все годы собственной деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт", на базе которого и создавалась муниципальная компания "Ростехнологии", удалось сделать необъятную и очень эффективную сеть загранпредставительств.

Сотрудники компании представляют внешнеэкономические интересы Рф в секторе больших технологий в 48 странах мира, включая Западную и Восточную Европу, страны Арабского Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. В связи с тем что на прошлой недельке председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным было подписано распоряжение о акционировании "Рособоронэкспорта" с следующей передачей 100% акций муниципального посредника в области ВТС в собственность "Ростехнологий", все забугорные и русские консульства "Рособоронэкспорта" автоматом стают представительствами госкорпорации.

Словом, весь мощнейший рекламный механизм компании будет задействован в вопросце экспорта авто продукции.

Замечу также, что сотрудники "Ростехнологий", работающие за границей, будут представлять интересы не только лишь самой госкорпорации, да и тех компаний, которые будут состоять на ее балансе. Замечу также, что количество представительств госкорпорации за рубежом в предстоящем возрастет.

Так что выводы делайте сами.

в: Что представляет собой стратегия развития АвтоВАЗа?

о: Сначала внедрение ведущих технологий, ноу-хау производства, которые дозволят АвтоВАЗу перестроиться на выпуск различных семейств и моделей каров с наименьшими вкладывательными затратами. Главнейшая наша задачка - уменьшить время разработки и постановки каров в серийное создание.

Аспектом тут должен быть уровень государств - фаворитов мировой промышленности. Так что планка у нас высочайшая.

По другому на равных конкурировать с глобальными автопроизводителями мы не сможем. Для реализации стратегического плана нашего с "Рено" альянса уже изготовлено много.

Но еще более предстоит сделать. На повестке дня решение таковых этапных задач, как кардинальное развитие сервисно-сбытовой сети, увеличение свойства финальной продукции и девайсов изделий, внедрение многообещающих научно-технических решений.

В 2011-2012 годах мы должны запустить три совсем новейшие модели с объемом выпуска 1 миллион 200 тыщ каров в год. Идет речь о базисных моделях, потому их создание мы рассматриваем в категории стратегических задач.

Видите ли, трудности стоят масштабные. Они потребуют суровых инвестиций, инноваторских решений.

Мы к этому готовы.

Собрание показало, что акционеры нас поддерживают.

в: Сергей Викторович, адекватна ли корпоративная стратегия АвтоВАЗа авто рыночной ситуации в Рф? о: Полностью.

На данный момент авто парк в Рф составляет около 26 миллионов легковых каров.

Значимая часть из их принадлежит семейству "Лада". А наша задачка - очень прирастить присутствие вазовской продукции на русском рынке.

Цель принципиальная, но, по моему мнению, полностью настоящая. Будем работать.

в: А вас соображают в трудовом коллективе? о: Да, наши устремления находят поддержку большинства заводчан.

Мы работаем над совершенствованием корпоративной культуры АвтоВАЗа.

На мой взор, это принципиальное и непременное условие для поступательного развития всего компании. С одной стороны, нужно поддерживать все фаворитные традиции.

Но при всем этом пора уже закончить "нагреваться у старенькых костров".

Предстоит отстроить снутри трудового коллектива новейшую, наиболее современную систему отношений, привить новейшие ценности и деловые нормы. С данной целью обращаемся в том числе и к зарубежному опыту.

При любом раскладе наивысшая цель реализуемой на предприятии стратегии коррелируется с ориентиром на человека, на качество и уровень его жизни.

В данной связи соц ответственность бизнеса, как мне представляется, является таковым же капиталом, как и высочайшие котировки акций самого компании. Это в особенности применимо к АвтоВАЗу, который играет важную социальную роль и является градообразующим предприятием Тольятти.

в: В чем заключается соц политика на АвтоВАЗе?

о: Вы отлично осознаете, что в кризисные годы на АвтоВАЗе, как и во всей стране, накопилось огромное количество заморочек общественного нрава. Когда мы в первый раз пришли в цеха компании, там весь воздух был пропитан отрицательными эмоциями, недовольством управлением, зарплатами и несправедливостью.

Того и гляди - рванет "соц динамит". Не могу огласить, что все трудности издавна решены.

Но мы уделяем соц задачкам особенное внимание. В зоне главной ответственности ветераны завода, представители трудовых династий.

Заботимся и о ветеранах Великой Отечественной войны. В этом году отгрузили с конвейера специально для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны 11 тыщ 347 каров.

В данной связи желал бы поблагодарить и заводчан, и работников дилерской сети за проявленную о ветеранах заботу.

Все было изготовлено безукоризненно, в сроки, адресно. Мы надеемся, что "Лады" верой и правдой послужат фронтовикам.

Разработаны и остальные социальные программы.

Это и охрана труда, материнства, юношества, и спортивно-оздоровительные проекты... Довольно огласить, что женская команда АвтоВАЗа по гандболу является пятикратным фаворитом Рф, а команда по ралли часто занимает призовые места на разных чемпионатах, в том числе и интернациональных масштабов.

Лишь перечисление спортивных достижений заняло бы целое интервью.

в: Сергей Викторович, на прошлой недельке вы участвовали в годовом собрании акционеров КамАЗа. Значит ли это, что вы берете КамАЗ под собственный контроль?

о: Я уверен, что госкорпорация "Ростехнологии" окажется наиболее действенным собственником КамАЗа, ежели правительство.

В том смысле, что до этого времени активами управляли чиновники из Федерального агентства по управлению имуществом.

Я не голословен. Чтоб убедиться - далековато ходить не нужно.

Сравните сегодняшнее положение на АвтоВАЗе с тем, что было до прихода на него "Рособоронэкспорта". Волжский автозавод стал прогнозируемым, прозрачным и открытым бизнесу и всему обществу предприятием.

Надеюсь, что скоро завод выйдет на мировой биржевой рынок.

Мы не скрываем, КамАЗ чрезвычайно увлекательный актив.

Но наша любовь взаимная. С внесением госпакета акций КамАЗа в качестве взноса Рф в ГК "Ростехнологии" активы Волжского и Камского автозаводов будут объединены в едином авто дивизионе.

Мы планируем сделать в структуре госкорпорации специальную дирекцию по управлению авто активами.

По нашим расчетам, все это повысит конкурентоспособность, вкладывательную привлекательность и интернациональный авторитет не только лишь КамАЗа и АвтоВАЗа, да и российского автопрома в целом. Но это в дальнейшем.

А пока мы решаем те задачки, которые уже обеспечены законодательством и соглашениями с нашими западными партнерами. в: Какое событие, произошедшее в рамках годового собрания и заседания совета директоров, прозвучало как самая "жгучая" новость?

о: Совет директоров принял решение о разработке под эгидой АвтоВАЗа в Рф новейшего холдинга по производству автокомпонентов.

Холдинг будет отвечать за выпуск современных автокомпонентов к новеньким моделям каров. При этом не только лишь в интересах АвтоВАЗа, да и всего русского автопрома.

Не считая того, его продукция будет экспортироваться в страны СНГ и далекого зарубежья.

В последнее время мы выработаем стратегию развития холдинга. Как минимум, она будет ориентирована на модернизацию уже имеющихся и создание совсем новейших производственных мощностей.

В том числе вместе с иностранными партнерами. Возглавит холдинг утвержденный на совете директоров АвтоВАЗа член правления РАО "ЕЭС Рф" Владимир Аветисян.

На мой взор, это опытнейший управленец. Под его началом будет работать команда проф менеджеров.

За их плечами - удачная реструктуризация РАО "ЕЭС Рф". в: Является ли создание автокомпонентного холдинга еще одним шагом в деятельности госкорпорации "Ростехнологии" по формированию в ее структуре авто дивизиона? о: Непременно.

В его базу положена интеграция АвтоВАЗа и КамАЗа - ведущего мирового производителя томных грузовых каров и русского фаворита в выпуске дизельных движков. Мы рассчитываем, что авто специализация госкорпорации "Ростехнологии" дозволит реально посодействовать отечественному автопрому.

Во всяком случае, автопромышленность может рассчитывать на нашу поддержку, в особенности в вопросцах трансферта передовых больших технологий, увеличения инновационно-инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности авто продукции. У нас и наших партнеров есть что предложить авто сектору рынка.

в: Сергей Викторович, лично вы верите в фуррор?

о: В деле, которому я служу, больше приходится полагаться не попросту на веру, да и на знающих, компетентных, системно мыслящих людей - моих коллег и партнеров. Потому я твердо знаю, что избранный нами курс верный.

Госкорпорация "Ростехнологии" способна укрепить потенциал не только лишь русского автопромышленности, да и всего машиностроения, смежных отраслей индустрии. И нам охото, чтоб наши оппоненты тоже овладели экономикой познаний.

Желал бы напомнить, что за период нашего 3-х летнего пребывания в качестве управляющих АвтоВАЗа, о чем, кстати, вспоминали на собрании акционеры, изготовлено основное - по криминалу нанесен ощутимый удар, и работа в этом направлении длится.

Хотя, поверьте, все это дается нелегко.

Когда мы начинали, не достаточно было тех, кто в нас вправду верил, и еще меньше тех, кто желал бы посодействовать. Тогда, как говорится, лишь ленивый не кидал в нас камешки.

Желающих побольнее стукнуть было предостаточно.

Что все-таки на данный момент? Где наши оппоненты...

Сейчас АвтоВАЗ прочно стоит на ногах.

В прошедшем году реализовано рекордное за всю историю Волжского автозавода количество каров. Прибыль составила около 4 млрд рублей.

Это выше того же показателя за 2006 год практически на 60%! Ответ на поставленный не так издавна риторический вопросец "быть ли российскому автопрому?

" стал утвердительным.

И я знаю, мы справимся с еще больше сложной и ответственной задачей - задачей возрождения русского машиностроения.

Добавить комментарий