
Очевидна большая потребность в финансовложениях в транспортную и энергетическую инфраструктуру, жилищное стройку, нужно возрождение науки, образования и здравоохранения, необходимо подымать Далекий Восток. За 15 лет переходного периода построены в основном пригородные коттеджи, несколько портов и нефтегазовых труб ("Голубой поток" и Балтийская трубопроводная система) и кое-что из русских долгостроев (Бурейская ГЭС). Уточним цели реформы: достойное существование (благосостояние) населения демократической, образованной, современной европейской страны.
Наша роль в Азии нисколечко не пострадает от понимания себя европейцами - там нас такими и считают.
Быть европейцем - внутреннее состояние не просит наружного признания.
Значимая часть населения - сначала молодежь, бизнес - приняла новейшую действительность: среднеразвитой сырьевой страны с огромным соц неравенством. Тем, кому в 1990 г. было 40-45 лет, стало 55-60, и они во многом утратили эти полтора 10-ка лет в науке и жизни.
Отлично образованное поколение послевоенного бэби-бума - малыши Победы и демобилизации - идет на пенсию.
Юные люди (молодее 40 на данный момент) никогда не участвовали в больших научных либо промышленных проектах. Во многом страна уже приспособилась к жизни на ренту с сырья - скоро ее интеллектуальная мощь уже не будет тревожить население, тем паче что наружные признаки великой державы (от орудия до золотых медалей) и статусные характеристики смотрятся довольно внушительно.
Заместо упорной системной работы начинается нервный поиск выхода из положения.
Образ сказочного Иванушки довлеет над нами: поначалу посидели на печке - позже поехали на печке, но ног не замочили.
Сначала 90-х ожидали макростабилизации, позже преодолевали денежный крах и ожидали модернизации в критериях подъема. Сейчас возникла новенькая тенденция: писать превосходные прогнозы - без средств их реализации.
Нельзя огласить, что нет перемен к лучшему. Вкладывательный процесс в стране оживился в крайние 5 лет, составив третья часть от размера финансовложений 1990 г., - это меньше 20% текущего ВВП (вкладывательный бум - 24% и поболее ВВП).
Внутренняя личная финансовая система показывает высочайшие темпы роста и неспособность абсорбировать большие сбережения - 30% ВВП. Огромные доходы вызвали оживление в сфере торговли, информатики и связи, транспорта, в экспортных сырьевых отраслях.
Рост военного заказа взбодрил машиностроение. Но этот уровень все таки недостаточен для обновления запущенных систем и модернизации, сотворения сверхтехнологичных и инноваторских производств.
При большом перепаде отраслевых норм прибыли сырьевой экспорт, сервисы, продукты для наиболее безбедной четверти населения притягивают главные доходы и капиталы. Зависают важные проекты в отраслях, требующих огромных и долгих вложений при низкой норме прибыли (инфраструктура и общее жилище).
Инновации тормозятся высочайшими рисками, административными барьерами и запретительными налогами.
Тяжело идут проекты в обрабатывающей индустрии: очень дорогой кредит, нехватка рабочих рук и масса претендентов на ренту на входе в бизнес. Благодаря государственным проектам открылась возможность раскачать правительственную рутину и подтолкнуть развитие пары главных отраслей.
Здесь немедля начинается клановая борьба за контроль над новенькими ресурсами, затяжки. И так уже 5 лет не могли сделать банки развития.
А возникли денежные ресурсы, оказалось: ни проектов, ни устройств.
Это как выстроить дюжину подводных лодок с движками и ракетами, но без команд, управления и связи. В это время скопленный профицит - то бишь Стабфонд (поточнее, сундук) - растет и всех раздражает.
Каковы наши расходы в важных областях? В образовании в 2003-2006 гг. они составляли соответственно 101, 121, 158 и 202 миллиардов руб.
Государственный проект добавляет 31 и 51 миллиардов руб.
в 2006 и 2007 гг. В расчете на 1-го человека расходы в 2006 г. составят 1600 руб.
в год. Расходы на здравоохранение за те же годы: 40, 49, 91 и 149 миллиардов руб.
Национальные проекты в 2006-2007 гг. - еще 62 и 79 миллиардов руб.
, так что в 2006 г. окажется по 15 сотенных на брата. Рост по обоим показателям приметный - хотелось бы верить, что эффективность использования средств обеспечивается экономическими механизмами.
По новенькому денежному плану Минфина Стабфонд достигнет к концу 2006 г. 2099 миллиардов руб.
, либо 75 миллиардов.
баксов, опосля выкупа долгов Парижскому клубу (на зависть Евросоюзу). А ведь для экономной стабилизации фонд думал в пределах 500 миллиардов руб.
, и он обесценивается из-за внутренней инфляции.
При больших ценах на нефть (с нервотрепкой вокруг Ирана это практически гарантировано) к концу 2008 г. новейший президент РФ получит в подарок Стабсундук с 4 трлн руб. И снова все начнется поначалу: советники, министры, новейший шаг административной реформы, поиск проектов, борьба вокруг инструментов инвестирования и с Минфином за инвестфонд...
Фактический размер вкладывательных вложений в стране в 2004 г. составил 2,7 трлн против 16,7 трлн руб. ВВП, а в 2005 г. был должен (по подготовительным оценкам) выйти на 3,7-3,9 трлн против 21,3 трлн руб.
ВВП. Вкладывательный фонд на текущий год составляет 68 миллиардов, а все расходы на федеральные мотивированные программы - около 342 миллиардов руб.
, в том числе 40 на НИОКР и 195 на инвестиции. Наивно считать, что на средства Стабфонда можно просто прирастить инвестиции, вопросец их эффективности принципиально важен.
Да и от трудности обесценивания Стабфонда уйти нереально: он имеет отрицательную норму доходности опосля чистки от инфляции.
Это не неувязка теории - это неувязка жизни: что делать со вольными ресурсами, ежели есть большой спрос, но нет доверия к механизмам расходования.
Денежный план обещает: "...
Расходы федерального бюджета дополнительно возрастут в 2007 г. на 243,8 миллиардов рублей, а в 2008 г. на 181,2 миллиардов рублей, в том числе: по приоритетным государственным проектам на 36,6 миллиардов рублей в 2007 г. и на 38,3 в 2008 г.; по расходам вкладывательного нрава на 193,9 миллиардов рублей в 2007 г. и на 133,9 миллиардов рублей в 2008 г." Даже с учетом доп расходов задачка оптимального использования денежных ресурсов и решения суровых инфраструктурных заморочек, заморочек развития и модернизации не снимаются.
Масштабы государственных вкладывательных потребностей - триллионы рублей - далековато превосходят способности Стабфонда и требуют мобилизации денежных ресурсов и активности как малого бизнеса, так и больших компаний и муниципального бизнеса. Неадекватность денежной системы резко сдерживает кредит и межотраслевое и межрегиональное переливание сбережений, на чем исторически стоит прогресс рыночной экономики.
Недостающая капитализация банковской системы, слабость страховой и пенсионной стали крайним камнем преткновения для вступления в ВТО. Принципиально иметь в виду, что муниципальный (как и личный большой) бизнес имеет тенденцию глушить остальной.
Ежели мы желаем инноваторского развития, нужно защищать малый и рискованный средний бизнес от засилья бюрократии и рентоискателей. Возможность сосуществования зависит от целей властей, законов и нрава их выполнения.
Для обеспечения собственной конкурентоспособности Наша родина обязана не только лишь обеспечить неплохой вкладывательный климат для всех типов компаний, да и прибегнуть к большим государственным проектам, обеспечивающим эффективность отечественной экономики, будь то в области развития инфраструктуры либо образования.