
Одна из обстоятельств — продолжающийся процесс замещения коммерческих кредитов экономными. Вообщем, положение с задолженностью регионов остается суровым, отметил в процессе пресс-конференции в прошлую пятницу президент Владимир Путин.
Наиболее того, задолженность неоднородна — например, 5 субъектов нарушают Экономный кодекс, акцентировал внимание глава государства и пообещал, что им будет оказана помощь. Но это скорее будет «первая помощь» — проблему нужно решать за счет конфигурации взаимодействия Минфина и субъектов, имеющих высшую задолженность.
Правительство посодействовало Как отметил на пресс-конференции Владимир Путин, задолженность регионов является серьезным вопросом.
Вправду, госдолг субъектов неприклонно приближался к 2,5 трлн рублей сначала этого года. Но, как сказали «Известиям» в Счетной палате, на 1 декабря 2016-го задолженность регионов снизилась на 110,2 миллиардов рублей и составила 2,208 трлн рублей, что практически на 5% меньше, чем в январе уходящего года.
При всем этом, правда, рост размеров долговых обязанностей за январь–ноябрь отмечается в 34 регионах. В СП отмечают и продолжающийся процесс конфигурации структуры госдолга субъектов.
Так, в этом году основным их кредитором за счет замещения коммерческих кредитов экономными под символический один процент опять стало правительство.
На эти цели в уходящем году было выделено 340 миллиардов рублей.
Конкретно потому размер задолженности по экономным кредитам вырос по сопоставлению с началом года на 185,2 миллиардов рублей, либо на 22,9%, и составил 993,9 миллиардов рублей (толика наиболее 45%). Рост задолженности бюджету произошел в 56 регионах.
При всем этом понижалась толика коммерческих кредитов, которая в структуре госдолга составила на 1 декабря 30,8%. Задолженность перед кредитными организациями уменьшилась с начала года на 284,4 миллиардов рублей (либо на 29,5%) и составила 681 миллиардов рублей.
Но, отмечает Счетная палата, «в ряде регионов практика воплощения заимствований не имеет подабающей системности и предсказуемости, что приводит к фактам нерационального вербования банковских кредитов.
Так, в 17 регионах отмечается рост задолженности по коммерческим кредитам». По оценке Счетной палаты, по состоянию на 1 января 2017 года, другими словами в декабре, госдолг регионов несколько вырастет, но, возможно, будет меньше по сопоставлению с показателем начала 2016-го. В качестве основной предпосылки роста госдолга регионов в СП именуют проблему несбалансированности бюджетов субъектов.
Так, доходы большинства из них не покрывают расходы по ранее принятым расходным обязанностям, что приводит к повышению количества регионов, формирующих свои бюджеты с недостатком и наращивающих долговые обязательства. Счетная палата приводит последующие данные, подкрепляющие это утверждение: по состоянию на 20 декабря 2016 года выполнение доходов консолидированных бюджетов составило 9,247 трлн рублей, либо 97,1% предусмотренных размеров.
Исполнение расходов за истекший период составило 8975,2 млрд рублей, либо 85,4% предусмотренного размера. Как указывают в СП, за январь–ноябрь 2016 года толика задолженности по экономным кредитам возросла на 10,1 процентного пт и данный рост положительно отразился на качестве совокупного долгового ранца субъектов, понизил нагрузку по обслуживанию долговых обязанностей, но не решил трудности обеспечения сбалансированности региональных бюджетов.
«Практика использования экономных кредитов как источников покрытия текущего недостатка и замещения коммерческих кредитов не избавляет возникающего дисбаланса размеров фактических доходов и принятых экономных обязанностей и не обеспечивает стабилизации ситуации», — отмечают в Счетной палате. Субъект субъекту рознь По актуализированным рейтингам кредитоспособности Государственного рейтингового агентства (НРА) из 83 регионов (Республике Крым и городку Севастополь рейтинги не присвоены из-за отсутствия нужного размера статистической инфы) понижены рейтинги 33 субъектов, повышены — 28 и подтверждены — еще 22. По словам ведущего рейтингового аналитика НРА Александра Пахалова, главным нюансом, который оказал влияние на пересмотр рейтингов, стала долговая перегрузка регионов и ее динамика.
— Показатель долговой перегрузки рассчитан как отношение госдолга региона на 1 октября 2016 года к своим доходам регионального бюджета (налоговым и неналоговым) за истекший год (октябрь 2015 — сентябрь 2016 года). В Экономном кодексе предельное значение этого показателя зафиксировано на уровне 100%, другими словами размер госдолга региона не должен превосходить общий годовой размер его собственных экономных доходов.
Для высокодотационных регионов (такими признаются регионы, у каких толика дотаций в течение как минимум 2-ух из 3-х крайних лет составляет наиболее 40% от собственных доходов бюджета) предельное значение данного показателя составляет 50%, — пояснил аналитик. Он отметил, что «негативный» прогноз присвоен регионам, у каких находится сочетание 3-х критерий: госдолг превосходит 100% от собственных доходов, в течение девяти месяцев 2016 года этот долг возрастает, также имеются нарушения экономного законодательства и (либо) критерий соглашений по предоставлению экономных кредитов.
В число таковых регионов вошли Республики Мордовия, Хакасия, Марий Эл, Забайкальский край, также Смоленская, Псковская и Кировская области.
Как подчеркивают в агентстве, перечисленные регионы могут утратить доступ к новеньким экономным и коммерческим заимствованиям.
Минфин и по правде может перекрыть доступ нарушителям Экономного кодекса к дешевому рефинансированию. Но, как полагает Александр Пахалов, правительство будет поддерживать региональные власти в плане обслуживания их госдолга, а также оказывать помощь в обмен на стимулирование экономики.
Вправду, на пресс-конференции Владимир Путин отметил, что лишь 5 регионов нарушили этот принцип (отношение долга к доходам в 50%. — «Известия») и им нужна особая поддержка, также они требуют особенного внимания.
Он напомнил, что в нынешнем году наиболее 300 миллиардов рублей было ориентировано на то, чтоб «перекредитовать эти регионы, забрать их долги из коммерческих банков и перекредитовать на правительственные кредиты, кредиты Минфина, которые выдаются на долгий срок под один процент, под символический процент годовых». Эта работа будет продолжена и далее.
— В последующем году мы тоже предусматриваем на эти цели нужные ресурсы, — пообещал президент. Понятно, что в 2017 году правительство запланировало на эту помощь 200 миллиардов рублей.
Адресный подход Не считая того, как отмечают в Счетной палате, в 2017 году для улучшения ситуации со сбалансированностью бюджетов регионов предусмотрены дотации на выравнивание экономной обеспеченности регионов в объеме 615 миллиардов рублей (повышение на 100 миллиардов рублей по сопоставлению с 2016 годом).
Не считая того, установлен новый принцип предоставления дотаций на основании заключенных с Минфином Рф соглашений о критериях их предоставления.
— Основная интрига — какие будут стимулы для губернаторов при подписании этих соглашений, — говорит ведущий аналитик НРА. «При предоставлении экономных кредитов в 2017 году и заключении соответственных соглашений целенаправлено разглядеть возможность применять дифференцированный подход, беря во внимание сложившуюся ситуацию с долговой перегрузкой и их настоящие способности по выполнению критерий соглашений», — полагают в Счетной палате.
И лишь опосля стабилизации ситуации можно создать подходы к реструктуризации либо рассрочке задолженности субъектов по ранее выданным экономным кредитам с продлением сроков их возврата, предусмотрев поэтапное равномерное погашение реструктурированного долга с сохранением размера платы за использование экономными кредитами.
Основной аналитик ФГ БКС Владимир Тихомиров также считает, что на данном шаге решение трудности во многом зависит от помощи страны. По его мнению, ежели на данный момент губернаторы начнут активно сокращать госслужащих для понижения расходов, то это приведет к повышению безработицы.
— Очевидно, что проблему с этими регионами принципиально быстро решить нельзя — ведь всё зависит не только лишь от производства. Им трудно быть симпатичными для инвестиций или туризма в силу определенных причин — удаленности, неблагоприятного климата или экологии, — полагает аналитик.
Потому, подчеркивает он, Минфин может занять твердую позицию, понизить финансирование, но заморочек региона это не решит. Старший директор, управляющий группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов считает, что при имеющейся экономической ситуации стандартизованные меры для всех субъектов будут неэффективны.
Требуются адресные подходы к разрешению заморочек каждого определенного региона.
— Одним из многообещающих решений трудности региональных долгов могло бы стать соглашение о частичном рефинансировании имеющихся обязанностей региона по экономным кредитам с твердым закреплением толики регионального долга, неотклонимой к погашению за счет средств самого региона.
Это будет провоцировать региональные власти изыскивать источники погашения долга и введет практику ответственного отношения к своим долгам и долговой политике, — резюмировал Андрей Пискунов.
: Главам регионов пригрозили ответственностью Рейтинг удачливости регионов Рф. Инфографика