
Тема космоса опять нужна в кино: лишь за крайние три года возникло несколько приметных забугорных картин, собравших престижные заслуги: «Гравитация», «Интерстеллар», «Прибытие», «Марисанин». По этому поводу на русских кинематографистов повсевременно сыпались упреки: дескать, неуж-то наши не могут снять кино о подвигах русских астронавтов? Ведь и выдумывать ничего не нужно, действительность была удивительнее фантастики.
В 1965 году два русских астронавта — командир Павел Беляев и пилот Алексей Леонов — на корабле «Восход-2» поднялись на орбиту, после этого Леонов вышел в открытый космос.
Ликование всей страны не поддавалось описанию, оба здесь же стали легендой, а космос числился покоренным (как оказывается, преждевременно). Леонова играет актер и режиссер Евгений Миронов, также являющийся одним из продюсеров кинофильма.
Его напарника Беляева — Константин Хабенский. Роль известного конструктора Сергея Царица, отвечавшего за создание «Восхода-2», исполнил Владимир Ильин.
Сюжет выстроен на внештатных ситуациях, которые произошли во время полета и потому длительное время оставались засекреченными.
Консультантом картины выступил сам Леонов, он же утверждал сценарий, и, видимо, потому персонаж Миронова в картине вышел таковым обаятельным.
Параллельно развиваются отношения Леонова и Беляева, и тут «Время первых» — одна из немногих российских крупнобюжетных картин, где всеполноценно раскрыты нравы героев, а сами они вышли живыми и запоминающимися.
В особенности Павел Беляев в выполнении Хабенского.
Его немногословный, размеренный, рассудительный и грозный герой контрастен жизнерадостному и легкомысленному балагуру Леонову. Ежели для Беляева полет в космос — тяжелая ответственная работа, ради которой стоит рискнуть жизнью, то для Леонова — детская мечта, сбывшаяся расчудесным образом.
Кинофильм делится на две части: действия до полета и сам полет.
Ежели в первой упор изготовлен на словесных перепалках Леонова и Беляева, где диалоги звучат конкретно и весело, то 2-ая — незапятнанный экшен в его лучшем виде. Казалось бы, ну что увлекательного можно показать в крошечной капсуле космического корабля, где астронавты еле помещаются?
А меж тем происходящее на экране смотрится с неослабевающим энтузиазмом. Взять хотя бы борьбу Леонова с своим скафандром и его неугомонный оптимизм, который покоряет сурового Беляева.
Герои шутят даже в самых патовых ситуациях — и веришь: так оно и было.
Параллельно развивается сюжетная линия о противоборстве Царица и генерала КГБ. Царицу важны его «орелики», генералу — чтоб космический корабль не попал в руки «врагов», другими словами не приземлился за границами СССР.
То, как это сыграл Ильин, полностью разъясняет, почему Цариц погиб через 10 месяцев опосля полета — сердечко отказало. Основная битва в картине — не борьба экипажа с поломками, а противоборство Царица и системы.
Декорации и графика в картине на должном уровне и смотрятся современно, но самое основное, пожалуй, — это сокрытый посыл кинофильма. Понятно, что Беляев и Леонов рисковали жизнями, что «Восход-2» был толком не обкатан и все эти внештатные ситуации — колоритная иллюстрация известного российского «авось как-нибудь справимся».
Но, смотря на экран, ощущаешь, как этот полет был важен для самих астронавтов, для тех, кто ожидал их на Земле, для миллионов русских людей... А сейчас кто из нас знает имена экипажей орбитальных станций и кого впечатляет их каждодневный подвиг?
Фантастические киноленты о монстрах с других планет подменили в массовом сознании реальное покорение космоса.
Может быть, будущая экспедиция на Марс опять даст синематографу героев, а пока остается вспоминать славное прошедшее: в сентябре нас ожидает очередной русский кинофильм, основанный на настоящих событиях, связанных с полетом орбитальной станции «Салют-7».