Утрата инноваторского нрава русской ракетно-космической отрасли привела к тому, что за крайние пару лет она фактически на сто процентов растеряла самую важную функцию - быть основным "локомотивом" развития российского сверхтехнологичного потенциала. "Федеральная космическая программа Рф на 2006-2015 годы" только содействует консервации научно-технического застоя в космонавтике. Это недопустимое положение вынудило вмешаться в него управление страны.
Поручение президента выполняют в текущее время Федеральное космическое агентство и Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМАШ). По неким данным, они должны уже сначала весны 2007 года представить в правительство вариант новейшей программы развития русской космонавтики.
Бес, как понятно, прячется в деталях.
В словах Путина прозвучали два хронологических ориентира для составления данной программы: 10 лет и 30-40 лет.
Ясно, что 1-ый - для разработки определенного плана действий, а 2-ой - для определения длительных тенденций развития отрасли. Как указывает глобальная практика освоения космического места, только та программа имеет шансы на фуррор, которая (пусть отчасти) будет реализована при тех же руководителях страны и космической отрасли, при которых она была выдвинута и принята.
Это означает, что программа обязана быть рассчитана на срок менее 10-12 лет. Это наблюдение подтверждают почти все примеры: 1-ый русский спутник, корабль "Восток", южноамериканский "Аполлон", 1-ые русские орбитальные станции, многоразовая система "Энергия-Буран", "Спэйс Шаттл", Интернациональная космическая станция.
Есть, правда, не очень удачные примеры.
1-ый - принятая в 1960 году в СССР программа освоения космического места в период 1960-1967 годов. Она предугадывала стройку обитаемой базы на Луне, также пилотируемые облеты Венеры и Марса. 2-ой - русская лунная пилотируемая программа, официально провозглашенная в 1964 году и предусматривавшая посадку человека на Луну в 1967 году. 3-ий - предложенная в 1984 году президентом США Рональдом Рейганом станция "Фридом". Ее собирались вывести на орбиту в конце 1980-х - начале 1990-х годов, но в итоге она осталась на бумаге, пока не трансформировалась в 1993 году в проект МКС. Но руководители СССР и США поддерживали эти планы. Маленький срок воплощения программ сохранял в высшей гос власти чувство их подконтрольности, а следовательно, реализуемости. В итоге они были обеспечены финансированием и дали практический итог. В рамках русской программы освоения космоса в 1960-1967 годах были запущены автоматические аппараты на Марс и Венеру, от лунной программы СССР остался до этого времени правильно служащий Рф корабль "Альянс", а МКС летает и худо-бедно, но продолжает достраиваться. Но есть классически плохой пример длительного планирования космической деятельности. В 1989 году президент Джордж Буш-старший выдвинул "Инициативу по освоению космического места" сроком на 35 лет. Она, а именно, предугадывала в период 1991-2025 годов создание на Луне и Марсе обитаемых баз и, как понятно, не двинулась с мертвой точки. Основной вывод из этих исторических уроков: космическая программа быть может удачной только в этом случае, ежели она выдвинута руководителями космической отрасли, которые несут индивидуальную ответственность перед правительством страны за ее воплощение. Принятие планов развития космонавтики до 2040 года и выделение под их финансирования в определенных русских критериях может означать реализацию сценария, опробованного Ходжой Насреддином, который пообещал эмиру за мешок золота обучить за 20 лет ишака читать, рассчитывая, что ко времени истечения срока кто-либо умрет - или эмир, или ишак, или он сам.