
В мае 2012 года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта издала предписание о запрете перевозки в вагонах-цистернах грузов, не входящих в список, разрешенный заводом-изготовителем. С того времени Масложировой альянс Рф пробует продлить возможность перевозки растительного масла в прежнем режиме до 2014 года.
За это время, считают в союзе, производители вагонов-цистерн могут внести нужные конфигурации в технические условия. В декабре 2012 года Минтранс отдал временное разрешение на перевозку продукта, но оно действует лишь до 31 января 2013 года и лишь для тех типов вагонов, для которым их обладатели подали заявки заводам-изготовителям на переоформление документов.
— Со времен СССР для перевозки растительного масла использовались цистерны для светлых нефтепродуктов.
Остальных цистерн для этих целей просто нет.
В их перевозится масло для следующей промышленной переработки.
Это не противоречит мировой практике, нормам ВОЗ и Codex Alimentarius (свод интернациональных требований к пищевым продуктам.
— «Известия»), — откомментировал исполнительный директор Масложирового союза Рф Юрий Морозов. В общей трудности производителями растительного масла, по данным союза, употребляется порядка 3 тыс.
цистерн.
На Лабинском масло-экстракционном заводе (МЭЗ) «Известиям» поведали, что предприятие обладает 12 цистернами. Вагоны были приобретены в 1976 году и предназначались для вязких нефтепродуктов, но применялись только для перевозки масла меж перерабатывающими заводами.
— Опосля запрета на перевозку наши цистерны застряли по различным заводам холдинга. Сумму вреда оценить трудно, но она многомиллионная, — поведал замдиректора Лабинского МЭЗ Владимир Баянов.
На машиностроительном заводе «Азовмаш» — крупнейшем производителе вагонов в СНГ — сказали, что к решению трудности приступили, но сроки и пути ее решения пока не известны. Требуется поменять технические условия на вагоны-цистерны, но требования к транспорту для жд перевозок растительного масла никто не разрабатывал.
— В русское время в наших цистернах из темного сплава перевозили в основном подсолнечное масло, и заморочек не появлялось. На данный момент стали перевозить рапсовое и кокосовое масло, оно наиболее жестко повлияет на сплав, из которого изготовлены цистерны, и окисляет его.
Но остальных вагонов просто нет, и мы над данной неувязкой работаем, — сказал источник на «Азовмаше».
Производители растительного масла в качестве кандидатуры разглядывают автотранспорт, но по их оценкам, при расстояниях выше 400 км это невыгодно. В Масложировом союзе подсчитали, что стоимость литра масла таковым образом возрастает на 3–4 рубля.
Иная неувязка — отсутствие автоконтейнеров в нужном количестве.
— Наша компания перевозит большие объемы фасованного масла в фурах, а автоконтейнеры для наливного масла — крупная уникальность, они не нужны производителями из-за высочайшей стоимости услуг, — сказал гендиректор ОАО «Совтрансавтоэкспедиция» Леонид Шляпников. В научном обществе считают недопустимым перевозку масла в вагонах из темного сплава независимо от того, будет оно позже перерабатываться либо нет.
— Любые пищевые продукты нужно перевозить в цистернах из нержавеющей стали. В стальных вагонах это делать категорически нельзя.
В итоге реакции появляется трехвалентное железо, которое откладывается в мышцах человека и вызывает мышечную анемию.
Нужно уходить от правил русского времени.
Тогда возили на Кубу нефть в танкерах, а обратно тем же транспортом возили сахар, — откомментировал президент Центра «Экология и здоровье», заслуженный доктор МГУ Валерий Петросян. По расчетам Масложирового союза, из-за заморочек с жд перевозками в 2013 году стоимость фасованного растительного масла для потребителей вырастет в среднем на 10%.