В текущее время топливно-энергетический сектор отечественной экономики сформировывает около 25% ВВП и 30% бюджета. На самом деле ТЭК — основной источник доходов в масштабах всей страны. Но известные действия на международной арене, а также сложная внешнеполитическая обстановка встревожили даже самых ярых адептов культа "нефтяной иглы" — по указке наших заморских "партнеров" просвещенная Европа в любой момент может закрыть свои рынки для русских углеводородов.
При таковых рисках делать ставку на неизменное повышение добычи нефти и газа, как и на экспорт энергоресурсов, уже нельзя. Потому было решено на сто процентов перекроить документ 2009 года, внеся туда корректировки, надлежащие, что именуется, духу времени.
Подробности документа пока не обнародованы, но некие мотивированные характеристики известны уже на данный момент. Конечно самая увлекательная цифра — это стоимость реализации данной стратегии: выполнение поставленных целей востребует $3,2–3,3 трлн в ценах 2010 года.
Бес в деталях Вообщем цифр в проекте документа достаточно много (см. инфографику), и, казалось бы, их полностью довольно для того, чтоб отдельные кусочки мотивированных характеристик собрались в единый, осторожный паззл.
Но полной, законченной картины все равно не выходит. "Причина — в невысоком уровне прогнозирования и в отсутствии в документе определенных устройств реализации стратегии,?
— считает Жора Кутовой, доктор кафедры "Государственное регулирование естественных монополий" ИПК Госслужбы.?
— Неувязка в том, что все варианты стратегий, которые разрабатывались до крайнего момента, были подготовлены одними и теми же людьми и коллективами.
Они все через два-три года передвигались на полку как ненадобный материал".
Не считая того, по словам профессионала, во всех этих документах хотимое выдавалось за действительное.
Футуристические рисунки одна лучше иной, а в итоге в стратегии нет советов, какими механизмами все это реализовывать. Меж тем в нынешних критериях, когда энергетика имущественно децентрализована, Минэнерго не может управлять ею отлично.
"Практически вся энергетика сейчас личная, не считая естественных монополий, сетей и системного оператора,?— объясняет Жора Кутовой.?
— Потому для того, чтоб сформировывать вкладывательную програмку под энергетическую стратегию, необходимо создать какие-то механизмы стимулирования, а не просто перечислять заслуги, которые у нас должны быть к 2035 году. Картину можно нарисовать всякую, а вот как это все реализовывать — о этом в проекте документа нет ни слова".
Энергетика не существует сама по для себя, она нужна для обеспечения социально-экономического развития страны, а для этого в основе должен лежать прогноз. Соответственно нужны механизмы социально-экономического развития нашей страны, которое и предопределяет потребность в электроэнергетике и энергоресурсах.
Обычный пример: проектом документа предвидено стройку большой генерации, что по экономическим, техническим и коммерческим факторам вступает в противоречие с развитием малой промышленной и коммунальной энергетики, которая и по месту, и по масштабу, и по времени спроса, и по экономическим показателям сейчас наиболее прогрессивна, чем крупная системная энергетика.
"В настоящее время капитальные издержки на стройку 1 КВт мощности в большой районной электростанции с блоками по 450 МВт обойдутся в сумму не меньше $2,5–3 тыс.
,?— отмечает Жора Кутовой.?
— В атомной энергетике эта цифра еще выше — от $3,5 тыс.
за 1 КВт. Но концентрируя мощности в таких размерах на одной площадке, мы обязаны строить сети для их выдачи, а это увеличивает стоимость капитального строительства еще на 40%. В то же время научно-технический прогресс в малой и средней энергетике достиг такового уровня, что по когенерации мы можем выйти на стоимость киловатта установленной мощности в $1,5 тыс.
, при этом без необходимости строительства сетей.
Скажите, каким механизмом можно вынудить бизнес строить дорогие электростанции?
" Гиганты больше не необходимы Да, сейчас основная неувязка заключается в том, что огромную долю в структуре выработки электроэнергии занимают ГЭС и атомные электростанции.
При всем этом крайние не загружены на полную мощность из-за балансировки спроса и предложения, тепловой перегрузки, которую нужно покрывать. "Сейчас даже самые большие производители генерирующего оборудования молвят, что время огромных блоков прошло,?
— констатирует Наталья Невмержицкая, председатель правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.?
— Большие блоки могут отлично работать лишь в базовых режимах, в иных вариантах у них очень небольшой КПД. Выходит, что в структуре генерации огромные газовые блоки в ближайшее время не пригодятся (ежели лишь ими не замещать, к примеру, атомные станции).
При всем этом "Энергостратегия-2035" делает упор на предстоящее развитие атомной энергетики. Хотя у участников рынка возникает вопрос — для чего?
И главное: сколько тогда будет стоить электроэнергия?
" В то же время сохраняется тенденция к увеличению толики распределенной генерации в общем объеме выработки электростанций Рф: перекрестное субсидирование, высочайшие цены на электроэнергию и сложности с технологическим присоединением вынуждают потребителей строить собственные объекты генерации. В изначальном варианте "Энергостратегии" года распределенная генерация не учитывалась совсем, на данный момент же это один из принципиальных ее частей.
Все соображают, что за распределенной генерацией будущее, в особенности на фоне развития технологий возобновляемых источников энергии и накопителей, которые так либо по другому ориентированы на децентрализацию энергоснабжения.
А вот по мнению директора департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты РФ Алексея Вялкина, основной сложностью станет недочет ресурсов для реализации стратегии в ее вкладывательной составляющей: "Снижение инвестиций ожидается в производстве нефтепродуктов. Это соединено с завершением реализации главных мероприятий по модернизации производственных мощностей нефтеперерабатывающей индустрии.
Таковым образом, толика ТЭКа в общем объеме инвестиций в целом по экономике к 2017 году существенно сократится". В таковой ситуации огромное значение приобретает создание особых критерий и инструментов для льготного вербования длинноватых дешевых заемных средств в отраслевые проекты, в том числе институциональных инвесторов.
Полезным будет и потенциал малого и среднего предпринимательства, в первую очередь — производственного и инновационного. Идет речь сначала о производстве нефтегазодобывающего и перерабатывающего оборудования и оснастки, их эксплуатации и сервисном обслуживании.