
вопросец: Миша Валентинович, древнейшие мудрецы говорили, что изрядная часть споров возникает по той причине, что люди не могут договориться о определениях. Быть может, наша неспешность в области инноваций отчасти происходит по той прозаической причине, что под инновациями каждый осознает что-то свое и общий путь запутывается?
Быть может, мы строим инноваторскую экономику, как Вавилонскую башню, когда каждый имеет свои понятия и говорит на собственном языке?
ответ: Ежели коротко, инновации - это внедрение научных достижений в промышленное создание, в экономику, в итоге чего же ветвь и сама жизнь перебегают на другой уровень не только лишь материальный, но часто высококачественный и ментальный. Инновации могут быть взрывными, как самолет, индивидуальный комп, мобильный телефон, которые резко изменили обычную картину жизни.
Но инновации могут быть и эволюционными, как происходит с каром.
Самолет не один раз менял принцип движения, кар остается верным движку внутреннего сгорания. Более важны инновации методологические, связанные с принципами построения бизнеса.
Челночный бизнес - это практически русское изобретение - решил целый комплекс соц заморочек 1990-х годов: нивелировал безработицу в среде научно-технической интеллигенции, заполнил рынок дешевенькими продуктами, когда своя индустрия не работала, сделал зачатки оптовой рыночной системы в Рф. Во многом это стало вероятным благодаря тому, что в массе собственной челночным делом занялись образованные люди, которые были способны решить сложные вопросцы таможни, логистики и т. д. Правительство фактически не вмешивалось, челночный бизнес появился стихийно и самоорганизовался. в: Революция, согласно данной терминологии, - тоже инновация?
Ежели так, то у Рф обеспеченный инноваторский опыт. о: Все развитие нашей цивилизации, на самом деле, есть внедрение инноваций, начиная с Каменного века, когда первобытный человек привязал к палке камень и изобрел 1-ый топор.
Экономика базирована на инновациях, и их уровень отражает уровень развития общества. Инновации постоянно были, есть и будут.
Но инноваторская экономика - это принципиально другое.
Она может существовать лишь в той формации, в какой наука является неотъемлемой частью промышленного производства и конкретной производительной силой. в: В начале ХХ века Герц не верил в то, что радиоволны могут привести к передаче звука, а Резерфорд отрицал возможность использования атомной энергии.
Но наука быстро преобразовывалась в производительную силу, чего же не мог представить даже гений Маркса. Научный сотрудник сейчас - этот же пролетарий…
о: Вплоть до ХХ века наука и индустрия жили независимо друг от друга. Время, которое требовалось для того, чтоб придуманное новшество стало частью экономики, могло быть нескончаемо долгим, потому что наука фактически не была связана с ежедневной жизнью.
В постиндустриальном обществе время от рождения идеи до ее внедрения стремится к нулю. Внедрение идет с колес - комп и мобильный телефон стают устаревшими в тот момент, когда их выпустили.
В постиндустриальном мире толика НИОКР (интеллекта, идеи) в конечном продукте составляет более 70%. Резко миниатюризируется ресурсо - и энергоемкость хоть какого продукта.
В интегральной схеме, которая стоит сотки миллионов баксов, чрезвычайно не достаточно начальных материалов, но чрезвычайно много "науки".
Развитие нанотехнологий укрепляет эту тенденцию за счет дематериализации производства и сокращения энергоемкости.
По историческим меркам совершенно не так давно толика интеллектуального труда в инновации была малой, а существенно труднее было добыть, обработать нужные материалы, но на данный момент конкретно интеллектуальный труд становится доминантой в хоть какой инновации.
В инноваторских механизмах, при помощи которых интеллектуальный продукт преобразуется в промышленный, участвуют как минимум три инструмента - наука (и образование), индустрия (и бизнес) и правительство. Рынок сверхтехнологичной продукции можно поделить на два сектора.
Один связан со стратегическими, системообразующими направлениями в экономике, которые обеспечивают национальную сохранность, технологическую и экономическую независимость страны.
Главным заказчиком в этом секторе является правительство. Иной сектор социально нацелен, нацелен на улучшение ежедневной жизни человека и связан с рынком потребительских продуктов.
в: Можно ли заимствовать инновации на стороне? Либо к ним нужно прийти своим разумом?
о: В глобальном и развитом мире нельзя жить без заимствований.
Для построения инноваторской экономики не существует всепригодного пути, у каждой страны собственный маршрут.
Южная Корея заполнила сверхтехнологичными продуктами в электронике и машиностроении весь мир, но корней у базовой науки в Корее нет, инновации основаны на взятых разработках.
В Рф нет необходимости базироваться лишь на взятых разработках, но какие-то технологии мы просто можем и должны перенять, нечего стесняться. Мы слабо интегрированы в мировой рынок наукоемкой продукции кроме более сложных и наукоемких частей, связанных с энергетикой, сначала атомной, космосом и вооружением.
В обозримом будущем нам фактически нереально стать частью мирового рынка на равных партнерских критериях.
Рынки поделены, связи очень устоявшиеся.
конкурентнсть очень твердая. Подконтрольному транснациональным компаниям рынку необходимы три вещи: 1) доступная рабочая сила, которой у нас быть не может, 2) новейшие идеи, которые компании при помощи отлаженных инноваторских устройств переводят на %%VYNOS2%%коммерческие рельсы и с большой прибылью продают, 3) новейшие рынки сбыта.
С одной стороны, нам нужно встраиваться в мировые технологические цепочки, где мы не нарушим равновесия. С иной стороны, нужно создавать собственный внутренний рынок наукоемкой продукции, который сделает нас симпатичными для мирового рынка больших технологий и дозволит нам вырастить свои национальные высокотехнологические компании, конкурентоспособные на глобальных рынках.
Рф нельзя только копировать чужой опыт, но нужно отчетливо осознавать свои конкурентноспособные достоинства и верно их применять. в: Экономисты, тем более, считают, что ориентация Рф на сырьевую экономику закрывает ей путь к инноваторской экономике.
Нет смысла что-то изобретать, когда средства текут нефтяной рекой.
о: Противопоставлять сырьевую и инноваторскую экономику, по моему убеждению, в корне некорректно, схожая позиция сбивает с пути.
Экономика бывает или инноваторской, или нет.
Другое дело, что инновации могут быть в разных отраслях, в том числе, в сфере ресурсов - в тех странах, которые ими богаты.
То, что Япония, не имеющая никакой сырьевой базы, активно развивает инноваторскую экономику, не значит, что страна, имеющая богатые сырьевые ресурсы, не может применять их на инноваторском пути. Разведка и добыча нефти, чистка, переработка углеводородов и создание хим сырья - все это просит сверхтехнологичных инноваций.
Ежели мы продаем лес-кругляк - это одно, но ежели подвергаем древесину перед экспортом глубочайшей переработке - это совершенно другое. в: Какую же экономику мы имели во времена СССР?
о: Что бы ни говорили сейчас, в СССР была инноваторская экономика, основанная на познаниях.
Мы сделали сложнейшие интеллектуальные продукты в атомной энергетике, космосе, вооружениях, авиации, сформировали новейшие сверхтехнологичные рынки, заняли главные позиции.
В индустрии действовала массивная отраслевая наука, но она не была нацелена на рынок, управлялась административно.
Но мы не должны забывать: русская система инноваций обеспечила национальную сохранность и плацдарм для предстоящего развития.
Но в итоге взрывное развитие стратегических областей при отсутствии рыночных устройств томным бременем легло на экономику. При разработке американских космических шаттлов была сотворена тыща новейших технологий, и на каждый вложенный бакс возвратились назад через рыночные механизмы 10 баксов.
В СССР сверхтехнологичная продукция до потребительского рынка не доходила.
И все таки инноваторская экономика СССР была массивным плацдармом, который при переходе от административной к рыночной экономике мог обеспечить стремительный пуск потребительского рынка наукоемкой продукции.
Но этого не вышло в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств. Западные страны, боясь возникновения новейшего массивного игрока на глобальном рынке сверхтехнологичной продукции, всячески содействовали развалу инноваторской системы СССР.
Мы разрушили то, что имели, но не перестроили инноваторские механизмы ВПК для потребностей общества. В новейших критериях нереально выстроить изолированную, замкнутую инноваторскую экономику, как это было в СССР.
Потому Рф очень принципиально не пробовать работать по всем фронтам, но отыскать несколько главных направлений, без которых эта глобальная система не может развиваться. Определение системообразующей ниши - это и есть поиск собственного пути инноваторского развития.
в: Словом, бежать во все стороны нам не по силам.
Но в которых забегах нам стоит участвовать?
Чтоб осознать это, нужно осознать, какие у нас имеются достоинства и какие у нас ценности?
о: База устойчивого развития цивилизации - энергообеспечение.
Наша родина является фактически единственной государством, полностью самодостаточной с энергетической точки зрения.
Мы обладаем большой ресурсной базой для генерации электроэнергии при помощи гидроресурсов, тепловых станций на базе угля, нефти и газа.
В конце концов, атомная энергетика родилась конкретно в нашей стране в 1954 году, когда в Обнинске была запущена 1-ая в мире АЭС. Последующая энергетическая ступень - термоядерная энергетика, начало которой положили установки ТОКАМАК, сделанные в первый раз в мире в 1960-ые годы в Курчатовском институте.
На этом принципе магнитного удержания плазмы основан интернациональный проект ИТЭР.
На сверхтехнологичном энергетическом рынке с Россией могут конкурировать только ведущие страны, а в разделении изотопов урана наши технологии фаворитные в мире.
2-ое наше преимущество - природные ресурсы: практически все полезные ископаемые, большие запасы леса и воды, в том числе питьевой, огромные посевные площади и для производства биомассы для горючего.
В конце концов, третье преимущество - интеллектуальный потенциал цивилизации, всемирно общепризнанные научные школы. Конкретно это позволило нашей науке выжить в 1990-е годы, даже с учетом "утечки мозгов" за предел и в остальные сферы снутри страны.
в: Столько преимуществ на возу не увезешь.
Ежели имеем настолько не мало, отчего тормозим? о: Три главные, на мой взор, предпосылки.
1-ое - наука существует вне связи с делом и рынком.
2-ое - нет развитого внутреннего сверхтехнологичного рынка и его потребительского сектора. Третье - нет координирующего центра и согласованной межведомственной стратегии развития науки и инноваций.
Наука и экономика в современной Рф не соединены вместе, живут сами по для себя.
Во отношениях триады правительство - наука - бизнес - все элементы независимы, и за 15 лет рынок их объединить не сумел. У звеньев данной цепи нет единой цели, нет и координатора, каким в СССР был Госкомитет по науке и технике.
А на западных рынках мы никому не необходимы с нашими инновациями.
Нужной на этих рынках дешевенькой рабочей силы, как в Китае, у нас нет, мы привыкли к иным жизненным эталонам. Наши инноваторские идеи выгоднее перекупить либо приобрести спеца.
Памперсы были придуманы в русской космической промышленности, но дают чокнутые прибыли на Западе, а мы не имеем к этому никакого дела.
Примеров масса: светодиоды для нужд ВПК были сделаны в СССР, и на Западе сейчас это направление дает миллиардные доходы, а у нас до гражданского сектора руки не дошли.
Лишь создав мощнейший внутренний рынок, мы станем увлекательными миру. В то же время взращивая национальные компании, интегрируясь с иностранными, мы получаем способности для проникания на глобальные сверхтехнологичные рынки.
Когда у нас возникнет рынок сверхтехнологичной продукции, западные компании сюда сами потянутся и принесут свои новейшие технологии. В разработке такого рынка гигантскую роль должны сыграть страны Содружества Независящих Стран.
На постсоветском пространстве произошла естественная фрагментация одного рынка, и по отдельности любой из рынков малоинтересен, он имеет низкую локальную емкость. Мы могли бы вернуть его, используя ряд причин - значимый научно-технический, кадровый, производственный потенциал, сходный с нашим, общие научные школы, идентичные образовательные системы, наличие одного языкового места.
И, в конце концов, самый основной момент. Владея всеми необходимыми составными частями инноваторской экономики, явного фуррора в запуске потребительского сектора сверхтехнологичного рынка мы не достигнули.
Благодаря усилиям страны, начался подъем в стратегических областях экономики, связанных с энергетикой (сначала с атомной), с авиацией, судостроением.
Более удачно развитие происходит в областях, где наука и создание сохранили настоящие связи. Но в основном наука закрылась в "капсуле" и существует сама по для себя, практически никак не сплетенная с экономикой.
Сейчас нам жизненно нужны муниципальные решения, механизмы для практического объединения науки и экономики.
в: Западный опыт по части сотворения инноваторских структур мы осваиваем уже пару лет - в Рф создаются венчурные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы.
Чувство, что ожиданий больше, чем результатов.
Рядовой гражданин навряд ли назовет хотя бы один громкий проект, который рожден в этих структурах. о: Но все равно эти университеты нужно создавать, без их не обойтись в дальнейшем.
Пробы применять известные западные схемы, венчурные механизмы, в наших критериях не привели к прорыву. Венчурные фонды появились в США в 1960-х годах, когда в стране была масса вольных средств и много десятилетий жизни в рыночных критериях.
За 15 лет попыток внедрения венчурного бизнеса в Рф можно сделать конкретный вывод: сиим методом инноваторскую экономику у нас не построишь.
В значимой мере это соединено с тем, что воспитанный на русских эталонах научный сотрудник не хочет продавать свои идеи подозрительным для него "венчуристам". Он верит лишь государству и "сберкассе" и предпочитает оставаться пусть бедным, но гордым.
Венчурный бизнес, который превозносили до небес в 1990-х годах, доказал свою непривлекательность для сегодняшнего поколения русских ученых, имеющих советскую ментальность.
Хотя это не значит, что у него нет перспективы для новейших поколений, родившихся в стране с рыночной экономикой. Нужно создавать адекватные нашим условиям и складу ума инноваторские механизмы, а не стараться сделать кальку с инноваторской модели остальных государств.
в: Имеется множество федеральных ведомств, которые занимаются наукой, директивы которых полностью привычны для нашего консервативного уха.
о: Совсем правильно. Есть научные программы в Минобрнауки, Минпроме, Минсельхозе, Минздраве, Минтрансе, Роскосмосе и Росатоме…
Но в Рф сейчас нет муниципального органа, который был бы наделен возможностью координировать работу различных ведомств. В СССР была отлаженная система - отдел науки ЦК КПСС, делая упор на экспертное общество, занимался стратегическим планированием, а Госкомитет по науке и технике сформировывал сквозные научные программы для различных ведомств и увязывал их в единый план.
В США, даже в критериях отлично развитой рыночной экономики, существует система твердой координации и планирования деятельности в научно-технической сфере. В администрации сотворен особый кабинет научно-технической политики (OSTP), который наделен широкими возможностями в подготовке научного бюджета и координации участников.
Формирование муниципального бюджета на науку служит ясным сигналом для вложений личных компаний. Когда наши компании выживали, а средств на науку выделялось незначительно, удобнее было двигаться поодиночке, и разобщенность была не очень принципиальна.
Но на данный момент, когда финансирование резко возросло, распыление средств и некоординированность действий недопустимы. Для движения вперед в стремительном темпе нужна консолидация, по другому нереально достигнуть синергетического эффекта.
в: У нас имеется Академия, бюджет которой достиг 2-ух млрд баксов. Почему бы не сделать ставку на основной штаб науки?
о: Благодаря нашей системе науки и почти всем броским личностям, мы смогли сохранить науку в трудные годы.
Часто результаты базовой науки перерастали в технологии и в экономику. В 1950-1960-е годы фундаментальные результаты в ядерной физике обеспечили нашу обороноспособность и энергетическую сохранность.
Но Академия постоянно занималась и обязана заниматься базовыми исследованиями. Внедрение же научных открытий в создание не обязано быть ее основным делом.
в: Какие же муниципальные решения нужны, на ваш взор, чтоб наука и экономика соединились для общего блага в экстазе?
о: Приведу пример из важной для здоровья цивилизации области - ядерной медицины. В 1960-е годы мы стояли у истоков ядерной медицины и лучевой терапии, но за крайние десятилетия стремительно утратили позиции.
Аппаратуру и оборудование закупаем за рубежом, рынок радиофармацевтики тоже иностранный, кадров не хватает.
Образовался разрыв меж высочайшим уровнем атомной науки в стране и очень низким уровнем внедрения ядерной медицины.
Основная причина - межведомственная разобщённость, отсутствие координатора с властными возможностями.
В решении вопросца участвуют несколько ведомств - Минздравсоцразвития, Росатом, Минобрнауки, Минпромторговли …
Пуск сложного проекта не быть может осуществлен без роли страны. Лишь правительство на исходном шаге способно сделать устойчивый спрос на наукоемкие технологии и организовать координацию участников.
О этом говорит опыт всех продвинутых стран. Речь не о льготах.
Муниципальная поддержка может выражаться в разработке и неукоснительном соблюдении технических стандартов и регламентов, которым обязана удовлетворять вся продукция, промышленные и строй объекты.
Обычный пример - развитие мировой авто индустрии через введение новейших экологических стандартов.
Спрос существует во почти всех отраслях.
Есть четыре государственных проекта - образование, доступное жилище, сельское хозяйство и медицина. Это сформированные ценности, обеспеченные финансово.
В каждом их проектов заложен платежеспособный спрос на инновации. Можно предугадать, чтоб все новейшие дома были обустроены современными системами освещения на светодиодах, системами чистки воды и стоков с наномембранными фильтрами, датчиками, оценивающими крепкость конструкций.
в: И уже есть настоящие разработки?
Приходится слышать, что нанотехнологии - это выдумка для отмыва денег… о: В Рф есть чрезвычайно отличные научные разработки, есть компании, которые начали выпускать конкурентоспособную продукцию.
Но чтоб это стало экономически весомым проектом, нужно ввести новейшие стандарты на освещение, питьевую воду, что создаст спрос на наукоемкую продукцию и сформирует сверхтехнологичный рынок. Когда таковой рынок возникнет, в Россию потянутся с инвестициями западные компании, также представители русской интеллектуальной диаспоры, которые не находят приложения возможностей в родной стране.
Нужно изучить опыт, который имеется у остальных государств.
На данный момент тяжело поверить, но в 1974 году в США, когда появилась опасность технологического отставания от СССР, были сделаны действующие по этот день муниципальные программы поддержки компаний в наукоемком секторе. Контроль использования средств - очень твердый, но поддержка настоящая и важная.
Очередной пример, связанный с ядерной медициной - позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), новый способ ранешней диагностики тяжелейших болезней. Дорогостоящий ПЭТ-сканер не выпускается у нас серийно.
В США 2 тыщи ПЭТ-центров, а в Рф - около 10. Для сотворения радиофармпрепарата, который вводится пациенту, нужен ускоритель заряженных частиц - циклотрон.
Нужна и радиохимическая лаборатория для перевоплощения радионуклидов в радиофармпрепарат. Два крайних вида аппаратуры разработаны и удачно выпускаются нашими предприятиями.
Мне представляется настоящим таковой метод действий.
Поначалу в рамках нацпроекта формируется заказ на создание определенного числа ПЭТ-центров в РФ. Позже для производства ПЭТ-сканеров в Рф создается совместное предприятие с одной из ведущих, фирм-производителей оборудования. СП ведет сборку девайсов, но за пары лет все составляющие, начиная от программного обеспечения и заканчивая кристаллами-детекторами, должны стать русскими, как в авто индустрии.
Собранный, а потом произведенный нами ПЭТ-сканер комплектуется циклотроном и радиохимическим оборудованием русского производства.
Обычный и собранный "под ключ" русский ПЭТ-центр может устанавливаться в любом мед центре, а потом может экспортироваться.
Этот метод быть может реализован на базе частно-государственного партнерства, а возврат инвестиций быть может проведен через схемы мед страхования.
Социально важных проектов по запуску российского производства сверхтехнологичной продукции мирового уровня существует много. в: Подобные проекты очень затратны.
Хватит ли у бюджета средств, в особенности когда на дворе денежный кризис? о: Нужно найти круг муниципальных ценностей, выделив те области, которые принесут суровые результаты.
Ресурсы нужно нацеливать на определенные результаты и распределять на конкурсной базе.
Принципиально решить вопросец о интеллектуальной принадлежности, сделать точные механизмы. У ученых должен быть материальный и моральный стимул превращать научные заслуги в настоящий продукт.
Наука - это зона особенных рисков, гарантировав минимизацию рисков личных инвесторов, правительство даст сигнал личному бизнесу, куда вкладывать средства.
Идет речь, на самом деле, о налаживании частно-государственного партнерства. Президентом Рф утверждены приоритетные направления развития науки - информационные технологии, нанотехнологии и новейшие материалы, технологии живых систем, комплексное внедрение природных ресурсов, энергетика и ряд остальных.
Это вектор движения, и бизнесу предлагается стать партнером. На нанотехнологии бюджет выделил не меньше средств, чем в самых богатых странах, но на Западе нанотехнологии получают еще столько же от личных компаний, а у нас этот источник отсутствует, русский бизнес активно не вкладывается в инновации.
Процесс не может развиться спонтанно, без помощи страны, которое обязано взять на себя функции формирования рынка через госзаказ, нацпроекты, создание структур типа госкорпораций. В истории отечественной науки имеются примеры - атомный, космический проекты, которые, дали толчок развитию и нашей науки, и индустрии на почти все годы.
За длительное время мы имеем 1-ый глобальный научный проект, уже ставший реальностью. Сделаны главные элементы структуры для развития русского нанопроекта.
Существует правительственная комиссия по высочайшим технологиям и инновациям, которая описывает стратегию развития. Утверждена программа базовых исследований на 5 лет.
Выбрана головная научная организация по координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов - РНЦ "Курчатовский институт".
Выстраивается Государственная нанотехнологическая сеть. Сотворена муниципальная компания "Роснано", в которую бюджет внес большие средства.
"Роснано" - это, по существу, денежный "протез", нужный из-за недостатка личных вложений и затянувшегося налаживания рыночных устройств.
Прямые муниципальные инвестиции и те средства, которыми располагает "Роснано", должны быть применены синхронно для стимулирования бизнеса . Этот "двойной ключ" должен запустить инноваторские процессы в стратегически принципиальной для страны области нанотехнологий.
Координация могла бы осуществляться через Национальные исследовательские центры, владеющие правами, которые обеспечивают реализацию полного инноваторского цикла. В апреле 2008 года был подписан Указ президента РФ о пилотном проекте по созданию Государственного исследовательского центра "Курчатовский институт".
Задачки Курчатовского института такие: собственные научно-технологические исследования и создание продукции и технологий, также организация полного инноваторского цикла в области нанотехнологий и энергетики. Принципиальным является конкретно системный подход, где сразу формируются исследовательские, технологические, производственные, организационно-экономические механизмы инноваторской деятельности.
По результатам пилотного проекта в Рф можно сделать 5-10 схожих центров по важным фронтам.
Национальные исследовательские центры и муниципальные компании создадут инноваторские дуэты - как в парном катании.
Такие слаженные дуэты посодействуют, в конце концов, снять основной тормоз на пути инноваторской экономики.
в: Вы про парное катание выдумали для воодушевления, так как Наша родина в данной области впереди планетки всей?
о: Поточнее все-же говорить о синхронном плавании.
Так как для фуррора инноваторской экономики синхронно должны действовать три звена - правительство, бизнес и наука, и дирижером в этом трио обязано выступить конкретно правительство.